среда, 25 января 2012 г.

Национальный музей медицины Украины. Зарисовки.

Писать "атчот" я передумал почти сразу. Сходить и посмотреть-послушать - гораздо интереснее, даже если в принципе интереса к медицинским делам нет.

Поэтому только об интересном. Главное, что произвело впечатление - все сделано с большой любовью к делу, это видно по вниманию к мелочам, и разнообразию в подходах: да, много стендов с фотографиями и литературой, там же инструменты, приспособления, есть даже полная банка консервов "Мозги в формалине". Но в то же время - тут и аудиовизуальные инсталляции, чудным образом возникающие буквально из стен здания, как в фильмах про шпионов, восстановленные в духе описываемого периода интерьеры, диорамы, даже кино показывают.

Итак, в качестве эпиграфа - первый экспонат, доказывающий древность традиций охлобыстинского "тому, кто это придумал - надо в голову гвоздь забить". Мы пока стесняемся, а вот предки наши - вполне себе нет.


Далее будет три части с картинками: экспонаты, инсталляции, и графика.



1. Экспонаты музея
Конечно же, не все, ибо тысячи их. Интересно будет инженеру, познавательно будет тому, кто вечно ноет, что наша медицина недостаточно медицинская, и сравнить, много кому будет на что посмотреть, короче говоря. Микроскопы, тонометры, аппараты переливания крови, первое "искусственное сердце" разработки Амосова, очень много всего.

Медик прошлого мало чем технически отличался от какого-нибудь кузнеца, мясника или плотника: о необходимости мыть руки перед едой при работе, равно как и о наркозе  - речи не шло (как максимум - конская доза алкоголя, или же обухом по голове), разве что инструмент был покрасивее. Пилы на картинках понятно для чего - ненужные руки-ноги отпиливать, треугольная деревяха слева - для разжимания челюстей, стоматология.


Слева - это ни разу не отвертка, это зубило, отмороженные пальцы ампутировать. Второе справа - зубы рвать. Первое справа - как вскользь упомянул экскурсовод, "урология". Куда это совал лекарь 16-19 века - боюсь даже подумать.

Кишок и расчлененки в музее очень мало, даже на фотографиях, буквально два стенда. Они называют это "препаратами". Пока особо впечатлительных потянет блевать, впору задуматься о чем-то философском: вот ты сейчас живой и теплый, а тут бац - и ты, как правило по частям, - уже экспонат, препарат, образец, или корм для червей...

...а то и осознать ниче не успел, и вечно делаешь один и тот же шаг.

Чумной сурок. Поймали и наконец-то выяснили, кто разносит чуму, за что и удостоили места в музее.

2. Инсталляции
Я уже упоминал о разнообразии способов подачи материала в музее, и вот эти сценки из быта разных эпох - несомненно, главная фишка Нац. музея медицины. Фотографии скажут сами за себя, кто-то вспомнит мадам Тюссо с ее воском, но есть нюанс: все фигуры человеков выполнены из стоматологического зубопротезного пластика, двухкомпонентной дико вонючей в момент отвердения дряни. Сделаны одним человеком, до сих пор сотрудником музея, зовут его Спартак Британ, заслуженный деятель культуры Украины. Мастер с большой буквы.

Киево-могилянская академия

Славянский дом

Поражает внимание к деталям, всмотритесь. Если не оглядываться - полностью гармоничная во всем сцена.

В роли земского врача - Антон Палыч Чехов.

Аптека из г. Стрый.


Узнал для себя, как много в Киеве связано с именами выдающихся медиков: Караваевы дачи, Пирогово, ул. Заболотного - теперь знаю кто такие, век живи, век учись. Пирогов - наблюдает за операцией справа. О дезинфекции, и, соответственно перчатках, масках, халатах - в этой комнате еще не знают.

Терапевт. На столе книга историй болезни. Вся инсталляция появляется в зале буквально из ниоткуда, по нажатию незаметной кнопки часть стены открывается, и там - кусочек старинного Киева.

Недавно переехавшая из пригорода барышня, жена сахарозаводчика, проживающая в сносных условиях, хоть и в подвальном этаже, но комната светла, не сыро, жалуется на регулярные боли в животе и понос. 

Академик Заболотный

Для любителей солдатиков - батальная сцена, опять же Пирогов.


Вторая мировая, Голосеево. Реализм зашкаливает, и очень трудно найти границу перехода инсталляции в рисунок на стене. Лестница справа ведет в бомбоубежище...

...в котором кипит работа

Интерьеры музея и маршрут экскурсии продуманы отлично: возвращаясь к двери, из которой пришел - создается впечатление, что пришел в другую комнату. Так и тут, реально думаешь, что пора выходить из подвала, хотя вернулся на уровень второго этажа.

3. Графика
Нарисовано и написано тоже достаточно много всего интересного. Многие элементы декораций вполне себе хорошо смотрятся как отдельные картинки.

Ну здесь все ясно: педикюр.

Здесь интереснее: лекарь ставит диагноз на основе запаха, цвета и вкуса (sic!) мочи пациента.



И плакаты времен начала страны советов. Просто люблю графику тех времен.


А здесь отдельной строкой сразу вспомнился Эдвард Мунк

И опять же, непонятно зачем, но понятно почему, в музее отвели место стенду про голодомор. Этот модный добровольно-принудительный тренд эпохи предпоследнего президента - в данном музее явно выбивается из общей канвы: если каждая тематика в зале так или иначе рассказывает о медицине в данном периоде, то тема голодомора - совершенно ни в звезду ни в красну армию: о медицине ни слова, зато есть картина с набором стандартных образных клише:  коммунизм-кресты-страдания-скорбь. Но так или иначе фрагмент привлек внимание своей композицией. Искренне надеюсь, что под эту тему музей получил хоть какую-то денежку на поддержание остальной экспозиции.

Чернобыль - тут в основном документально, очень понравились фотоколлажи, этот особенно.

В целом - стоит посмотреть, хороший музей. В альбоме - есть чуть больше картинок, спасибо за внимание. 

1 комментарий:

  1. Посмотрел фотки - теперь можно и в музей не ходить.

    ОтветитьУдалить